Покупка недвижимости в странах Европы

lat2Рига — столица государства, члена Европейского союза, и крупнейший город Балтии. Уже этого достаточно, чтобы с особым вниманием отнестись к процессам, происходящим на местном рынке коммерческой недвижимости. Латвийский рынок вступил в фазу бурного развития, и, благодаря проникновению на рынок европейских инвесторов, офисная и торговая недвижимость города стала приобретать черты, характерные для западных столиц.

Основные игроки рынка, те, кто заказывает музыку, — это, конечно, иностранные компании. В основном резиденты Литвы, Финляндии и Эстонии. По статистике, около 23% всех иностранных инвестиций в экономику Латвии приходится на сферу недвижимости. Но и российские инвесторы также в значительной степени здесь представлены. На латвийский рынок коммерческой недвижимости приходят крупные российские компании с положительной деловой репутацией. Соответственно, в Латвии меняется и отношение к российскому инвестору. Однако если на рынках элитной жилой и рекреационной недвижимости Риги и Юрмалы россияне доминируют, то в офисном сегменте они далеко не первые.

С учетом географического положения Риги, естественно, что на офисном рынке на первый план вышли компании, занимающиеся международными транспортными перевозками. С этим связано появление на рынке недвижимости небольших помещений (30-50 кв. м) с возможностью парковки во дворе нескольких грузовых фур. Нетрудно догадаться, что такие помещения используются как диспетчерские. Следующие за транспортниками позиции занимают фирмы, торгующие сельскохозяйственной техникой, спортивными товарами, а также организующие образовательные бизнес-курсы. Разумеется, не последнее место в этом сегменте занимают и сами агентства недвижимости.

Говоря о собственно латвийских покупателях офисных помещений, стоит заметить, что на рынок в значительной мере влияют крупные государственные организации. Такие, как Министерство по делам семьи и детей, Министерство внутренних дел, Министерство образования, Балтийский бизнес-колледж.

Что касается крупных транснациональных компаний, то они являются основными покупателями площадей в новых офисных центрах в Задвинье. В частности, туда из исторического центра города переместили свои офисы компании IBM, Kraft Foods и Siemens.

Ситуация на рынке торговых помещений определяется степенью удаленности от центра. В центре основными покупателями являются магазины элитных вин и табачных изделий, дорогой одежды, эксклюзивных канцтоваров и часов, за его пределами основные игроки — это сети розничной торговли, владельцы гипермаркетов.

Как это часто бывает, Рига, являясь крупнейшим деловым центром Балтии, испытывает острую нехватку коммерческих площадей. И если рынок торговой недвижимости развивается все же в соответствии с европейским статусом Риги, то про офисы такого не скажешь: в этом сегменте пока налицо стагнация. Даже в миниатюрном Таллине специализированных офисных площадей больше, чем в Риге в три раза. В Вильнюсе ситуация также значительно более оптимистичная. Не удивительно, что этот дефицит привел к тому, что Рига отличается самыми высокими ценами на офисные площади во всем регионе. Не только по сравнению с Вильнюсом и Таллином, но и в сравнении с Осло, Хельсинки и Санкт-Петербургом. Ко всему прочему, в Риге катастрофически не хватает девелоперов офисной недвижимости. Здесь же заметим, что на торговом рынке ситуация более благополучная.

В связи с приходом в латвийскую экономику европейских и транснациональных компаний можно ожидать дальнейшего развития рынка коммерческой недвижимости. Но пока уровень жизни латышей в разы ниже уровня жизни западных соседей по Евросоюзу. Поэтому такие сегменты рынка, как бутики, магазины элитных вин, элитные рестораны, останутся, если так можно выразиться, законсервированными. Развиваться, безусловно, будет рынок офисной недвижимости, и в первую очередь — благодаря зарубежным компаниям, а не латвийским. Однако его полноценное развитие станет возможным только после прихода на рынок зарубежных девелоперов. Возможно, получат распространение элитные офисы — например, ряд крупных европейских компаний имеет в Риге офисы в особняках с бассейнами, оранжереями. Что касается рынка торговой недвижимости, то он движется в соответствии с общей моделью развития в Восточной Европе: по пути создания гипермаркетов и торговых центров, при ослаблении интереса к маленьким магазинам.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>